Пятница 29.03.2024 13:48  Группа "Гости"  RSS

 

МДОУ детский сад №1 "Дюймовочка"

Московская область, г. Серпухов, ул. Калинина, д. 36

8(4967) 35-79-43, e-mail agibalovavg@mail.ru

Страничка музыкального руководителя 

Версия для слабовидящих

Включить функцию

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Какие формы работы с родителями Вы считаете наиболее эффективными?
Всего ответов: 26

Форма входа

"МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"  
          (Советы родителям и педагогам)  

 


Рубрику ведёт музыкальный руководитель
Головакина Нина Борисовна
             
           
 Педагогический проект "Приобщение детей к русской народной культуре"

Методический паспорт проекта

Вид проекта: информационно-творческий, музыкально-познавательный, межгрупповой, коллективный, долгосрочный.

Тема: «Приобщение детей к русской народной культуре»

Цель: Проект определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к культурному наследию народов России.

Задачи проекта:

  • приобщать детей к лучшим национальным традициям;
  • воспитывать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа;
  • развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
  • обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов России;
  • знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством;
  • учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов;
  • формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага, отца - как символа доблести, мужества и силы;
  • усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно - бытовые праздники;
  • вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, учителей, социум.

Время работы над проектом: учебный год (2016 – 2017 г.г.)

Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы;

Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, способ организации, место в режиме дня.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников, администрация сада.

Принципы построения программы проекта:

  • общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • от общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;
  • интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим);
  • программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства;
  • игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;
  • принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество блоков (тем) может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний дошкольников.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
  • выпускник детского сада:

- самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

- эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

  • повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников
  • созданная  модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей

 

Необходимые условия реализации проекта:

  • владение педагогами художественными средствами: умение петь, танцевать в народном стиле, играть на народных музыкальных инструментах;
  • активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев фольклора, умение взрослого включиться в игровое действие, дать возможность детям проявить творчество, самостоятельность, поощрять их фантазию, воображение;
  • организация творческих заданий, применять полученные детьми знания непосредственно в той или иной деятельности.

Развивающая среда в реализации проекта:

Основная задача педагогов - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.

Организация учебно-воспитательного процесса:

  • уголок русской избы с предметами народного быта;
  • выставки детских работ и работ взрослых по декоративно-прикладному искусству;
  • музыкальный уголок с народными муз.инструментами, уголок ряженья, масок;
  • уголок с художественной литературой по устному народному творчеству;
  • уголок с игрушками народного кукольного театра.

Основа - программа развития личностной культуры дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева, адаптированная к условиям ДОУ.

 

Формы работы с детьми:

  • НОД:

- по ознакомлению с окружающим

- по ознакомлению с произведениями художественной литературы

- музыкальные

- по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

- конструирование и ручной труд

  • Культурно - досуговая деятельность:

- "Сладкий вечер» по средам

- просмотр театрализованных представлений 1 раз в месяц

- праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: кузьминки, колядки, рождество, масленица, пасха и т.д.).

  • игровая деятельность:

- дидактические игры

- театрализация

- сюжетно-ролевые игры 

- подвижные игры

  • Прогулки и экскурсии в природу.
  • Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Педагогическая диагностика.

Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Месяц

Декоративно-прикладное искусство

Тема НОД по изодеятельности

Музыкальное сопровождение на НОД по художественному творчеству

Сентябрь

Дымковская игрушка

Лепка «Барышни» из соленого теста

Роспись «Петушок из ладошки» гуашь

Слушание «Калинка», «Выйду на улицу», оркестр «Пошла млада за водой». Разучивание русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки»

Октябрь

Золотая хохлома

Роспись силуэтная «Хохломские ложки» гуашь

Песня «Ложки деревенские» (муз. и сл. З.Роот ) Разучивание танцев: с ложками «Байновская кадриль» р.н.м., оркестр «Как у наших у ворот» «А мы просо сеяли», «Белолица-круглолица», «Варенька» р.н.п.

Ноябрь

Голубая гжель

 

Русский сарафан

Гжельская посуда роспись гуашь

Разукрашивание силуэта сарафана карандашами, фломастерами

Слушание песен: «Ярмарка» группы «Русская душа». Разучивание песни «Гжель» (Муз. и слова З.Роот), танца «Голубая гжель». Проведение р.н. игр «В углы», «Карусель», «Кузнецы», танец с платками «Красный сарафан», р.н.п. «Подушечка».

Декабрь

«Клинское подворье» музей елочных шаров

«Ёлочные шары с фабрики г.Клин»

Аппликация и объемный шар из бумаги

Прослушивание отрывков из оперы Римского – Корсакого «Снегурочка», р.н.п.«Метелица», «Валенки», постановка танцев под эту музыку. Р. н. игры «Плетень»; танец «Ёлочных шаров» с бубенцами

Январь

Вологодские кружева

«Кружевной воротник, салфетка» Роспись белой гуашью по синему фону

Слушание р.н.п «Вологодские кружева» (Сибирский нар. хор). песни «К нам гости пришли», народных игр «Бояре», «Прялица».

 

Февраль

Филимоновская игрушка

Лепка из глины «Филимоновская барышня» «Конек-свистулька» роспись гуашь

Слушание р.н.п. «Коробейники» Постановка танцев: «Кадриль», «Ах, зима», оркестра нар. инструментов «Барыня», «Светит месяц».

Марта

Масленица

Матрешка

Роспись чучела Масленицы

Роспись силуэта Матрешки гуашь

Слушание песен: «Как зима с весною повстречалися», «Весну звали», «Блины», «Здравствуй, милая весна». Игры: «Золотые ворота», «Баба - Яга», «Салки - догонялки». Танец «Русские матрешечки»

Апрель

Пасха

Тверская игрушка

«Пасхальные яички» роспись восковыми мелками

«Глиняные птицы»

Разучивание песен «Ой, бежит ручьем вода», постановка танца «Русский самовар», хороводов: «Земелюшка-чернозем», «Сударушка», «Лети перышко» р.н.п. с платочками. Игр «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Скворушки»

Май

Богородская игрушка

Лепка из пластилина

«Богородские птички», «Медвежата»

Разучивание танцев и игр: «Уж, ты, Порушка – Параня», «Было у матушки 12 дочерей», «Выйду ль я на реченьку» «Пятнашки», «У дядюшки Трифона».

Июнь

Плетеные корзины Подмосковья

«Корзина для ягод»

Лепка из пластилина

Песни «Калинка», «По малину в сад пойдем», русск.нар.игры: «Кто в лесу?», «У медведя во бору»

Июль

Жостовский букет

Аппликация «Жостовский поднос»

Рисование «Жостовский букет» гуашь на кругу

Слушание песен про цветы (ромашки, васильки). Разучивание хороводов «А я по лугу», «Земелюшка – чернозем», оркестр «Я с комариком плясала»

Август

Каргопольская игрушка

«Каргопольский петушок, всадник, водоноска» Лепка из глины, роспись гуашь

Слушание песен: «Во саду ли в огороде», «Россиюшка-Россия», пение «Петушок», хоровод «Я полю, полю лук», «У колодца» танец с коромыслами

 

Итоги реализации проекта:

  • пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
  • формирование чувства национального достоинства, ответственности.
  • расширение кругозора детей через экскурсии в мини-музей «Русская изба».
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
     

Проект имел значение для всех участников: у детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширился запас знаний о своём родном городе, о традициях и истории возникновения города. Метод проектирования детской деятельности дал возможность эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников, совместно с родителями оборудовать предметно-развивающую среду - мини-музей «Русская изба».

В плане решения воспитательных задач – проект создал объективную предпосылку для воспитания патриотизма старших дошкольников, уважения к людям труда.

Вывод:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям,
мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

 

 

Методическая разработка: Интерактивная игра для дошкольников "Угадай мелодию"

Аннотация к игре      Презентация  Игра-викторина "Угадай мелодию"

   
 
Дети и музыка: учение или мучение?

  Учить ребёнка музыке или не учить?  Прежде всего, ответьте честно сами себе на простой вопрос: какую цель вы хотите достичь?

  Если вы мечтаете о том, чтобы малыш стал победителем всевозможных конкурсов, маленьким Моцартом или Паганини, совет один – умерьте свои родительские амбиции. Такой настрой, как правило, хороших результатов не даёт.

   Часто на этот вопрос отвечают так: «Меня тоже учили, лишним не будет, пригодиться» за таким ответом скрываются всё те же родительские претензии и тщеславие, попытка реализовать свои (а не детские!) желания.  Другое дело, если вы хотите дать малышу ещё одну возможность проявить себя, развить его творческие задатки, раскрыть перед ним чарующий мир музыки.

  В некоторых случаях музыкой советуют  заниматься врачи. Причём часто они же и рекомендуют тот или иной инструмент. Если вы столкнулись с медицинскими проблемами и услышали подобный совет, ваша задача – найти педагога, понимающего цели вашего обучения и проблему ребёнка. Возможно, лучшим выходом в такой ситуации будет обратиться к частному преподавателю.

  Безусловно, музыка очень полезна для развития, и чем раньше начнётся обучение, тем больше шансов, что у малыша разовьётся слух и он действительно будет хорошим музыкантом.

  К сожалению, в России практически не учат любительскому музицированию,  поэтому приходиться отдавать ребёнка с 4 – 5 лет в музыкальную школу. В этом случае заранее поинтересуйтесь, какими будут требования, насколько серьёзно там  относятся к выставлению оценок. В некоторых школах серьёзно занимаются только детьми с ярко выраженными способностями. Остальные же ученики обречены на годы тяжёлого труда, который они впоследствии называют «каторгой». В других учреждениях подход более индивидуальный.

  Очень важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от занятий. Общения с педагогом и от полученных результатов. При правильном подходе и настрое, ребёнок даже с самыми заурядными способностями, может показать чего он достиг, и выступить пусть на маленьком, но настоящем концерте.

   

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ

СЕМЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА

 
 
Добро пожаловать!

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Полезные адреса
  • Министерство образования и науки РФ
  • Комитет по образованию администрации г. Серпухова
  • Клуб родителей Серпухова
  • МОУ ДПО Учебно-методический центр г. Серпухова