Развитие речи ребёнка
Учитель-логопед МДОУ д/с № 1 «Дюймовочка» Антропова Татьяна Александровна.
С раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребёнок ещё недавно родился, а уже прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребёнка. К году первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения. Впереди серьёзная работа по освоению родного языка, письменной речи.
Все родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились легко и с интересом. Чтобы добиться хороших результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость детям и родителям, надо обратить его в игру.
Родители и педагоги должны использовать разнообразный игровой и занимательный материал для речевого и интеллектуального развития детей. Наблюдать за природными явлениями, сезонными изменениями в природе, широко используя в своей речи художественные и поэтические произведения русских писателей и поэтов. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка. Полезно соотносить народные приметы и пословицы с изменениями погоды. Для развития смекалки и мыслительной деятельности хороши загадки, викторины, стихи-добавлялки.
В старшем дошкольном возрасте необходимо привлекать внимание к звукам речи, звуковому составу слов. Полезно использовать задания и игры на освоение звуко-буквенного и слогового анализа слов и символических обозначений, с которыми дети встретятся в школе.
К сожалению, не все дети осваивают правильное произношение звуков речи. Не все дети обладают хорошей дикцией. Чистоговорки, скороговорки, потешки – отличный материал для совершенствования техники речи. Будьте внимательными и чуткими к родному слову. Оно – основа всех знаний и сокровищница мысли.
Желаю вам, уважаемые взрослые, интересной, творческой работы по развитию речи дошкольников!
Социально-значимый
познавательно-творческий проект
«Путешествие в мир подмосковного леса»
Тип проекта: познавательно-творческий, экологический, групповой, коллективный, долгосрочный.
- реализации: сентябрь-май. Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы; педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, способ организации, место в режиме дня.
Цель: формирование у дошкольников эмоционально-нравственного бережного отношения к окружающей среде, родному краю, углубление и расширение представлений детей и их родителей о зелёных друзьях-растениях, о которых нужно заботиться и сохранять.
- - сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неправильного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе. - Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за растениями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
- формировать познавательный интерес детей к процессу сохранения и увеличения природного богатства;
- воспитание навыков экологического поведения;
- формирование чувства сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды; - обеспечение психологического благополучия и здоровья
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного и животного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию экологическому воспитанию, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, воображения, наблюдательности, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому и психологическому развитию).
- направления проекта: важно донести до сознания дошкольников – это сохранение природы в первозданном виде. Необходимо с детства приучать детей бережно относиться к природе, осознавать своё значение для сохранения мира природы, формировать представления о причинах и способах ресурсосбережения, а также навыков экологической грамотности и безопасного поведения как для самого ребёнка, так и для окружающей среды. Все мероприятия по проекту взаимосвязаны. При разработке этапов проекта внимание акцентировано на взаимосвязи жизненных наблюдений детей и полученных знаний о важности бережного отношения к живой природе, на активном применении их в различных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской, конструктивной, творческой деятельности и др.
Определены следующие приоритеты в работе над проектом:
- создание в предметно-пространственной среде макета «Лес»;
- просмотр презентаций, предметной и сюжетной наглядности, изображающей технику, помогающую в работе лесничего;
- накопление практического опыта по уходу за растениями на участке детского сада;
- оформление аллеи выпускников: посадка кустов и саженцев, привезённых из питомника.
Ресурсы проекта: иллюстративный материал, фотографии, открытки, детская художественная литература, детская справочная и научно-познавательная литература (энциклопедии, справочники, словари, научные статьи , книги, интернет) отгадывание загадок, разучивание стихотворений; развивающая среда (выставка детских рисунков и совместных семейных поделок из природного материала «Мы любим наш бор», макет «Здравствуй, лес!», конкурс «Озеленим и украсим наш двор!» фотографии с изображением цветников, горок, уголков выполненные совместными усилиями семей наших воспитанников), мини-музей «Здравствуй, лес», уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методы обеспечения:
- Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы.
- НОДы, беседы, дидактические и подвижные игры.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: подготовительный.
Цель. Постановка проблемы и её актуальность.
- Диагностика элементарных экологических знаний детей планете Земля, воздухе, природных водоёмах и воде (трёх её состояниях), о лесе, его животном и растительном мире.
- Анкетирование родителей по теме.
- Изучение Указа В.В. Путина от 5 января 2016 года о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
- Проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей в проектную деятельность.
Второй этап: организационный.
Цель. Сбор информации и материала по проблеме.
- Подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по экологическому воспитанию, о планете Земля, о подмосковном лесе, его животном и растительном мире.
- Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по экологическому воспитанию старших дошкольников.
- Подбор дидактического и наглядного материала:
выставки детских рисунков и совместных семейных поделок из природного материала «Мы любим наш бор», выпуск газеты для родителей «Берегите лес», изготовление и оформление группового мини-музея «Здравствуй, лес!», конкурс «Озеленим и украсим наш двор!» фотографии с изображением цветников, горок, уголков выполненные совместными усилиями семей наших воспитанников; проведение акции «Вырасти зелёного друга», участие в городских, районных мероприятиях и конкурсах
- Подбор занимательных и проблемных заданий.
- Подбор информации для оформления стенгазеты для родителей, родительского уголка по экологическому воспитанию.
Третий этап: основной.
Цель. Составление плана мероприятий проекта по экологическому воспитанию старших дошкольников «Путешествие в мир подмосковного леса». Подбор инновационных методов работы по организации экологического воспитания, использование активных форм организации детей.
- – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Выбор материала, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Особенность получения детьми основ экологического воспитания зависит от сотрудничества с родителями, с которыми у нас достигнуто полное взаимопонимание. Они являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, использовали различные формы работы:
- индивидуальный диалог;
- приобщение к чтению художественной, специальной и научной экологической литературы об окружающей среде, воздушном пространстве, роли воды в природе и жизни человека; о лесе, животном и растительном мире;
- знакомство с публикациями из местной прессы (газеты и детские журналы нашего города);
- экологические занятия;
- наблюдения и экологические экскурсии;
- «Уроки доброты»;
- экспериментальная лаборатория (опыты и эксперименты);
- инсценирование экологической нравственности;
- проведение открытых интегрированных НОД, развлечений, досугов, праздников и акций с участием родителей;
- информационные стенды, папки-передвижки , памятки, где родителям ребенке даются рекомендации, как вести себя в парках, скверах, дворах, в лесу вместе с ребёнком с учётом возраста детей;
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки экологического воспитания.
В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
- из основных задач предметно – развивающей среды – обогащение игрового центра активности элементами, которые стимулируют познавательную активность детей и обогащают словарный запас. Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Родители воспитанников принимали активное участие в создании мини-музея «Здравствуй, лес!» были активны как равноправные и равноответственные субъекты в образовании своих детей. Групповой мини-музей «Здравствуй, лес!» оснащён:
- дидактическими играми: «Узнай и назови дерево», «Деревья и кусты», «С какого дерева листик?», «Когда это бывает?», «Мир животных», «Мир растений», «Растения и животные леса», «Травы и цветы», «Насекомые», «Лесные животные и их детёныши», «Что лес дарит нам?" «Послушай и узнай голос лесного обитателя» и др.;
- учебными макетами: «Наш любимый бор», «Лес – наше богатство», «Парк нашего района»;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику: книги Л. Толстого, К. Ушинского, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Э. Шима, Я. Акима, А. Тихонова, Т.А. Шорыгиной и др.;
- справочной литературой: энциклопедии: «Суперэнциклопедия животных» М 2010, «Животные России» (Хочу всё знать) РнД 2016, «Почемучка» (словарик, обучающая энциклопедия для младшего школьного возраста) М 2006,атлас- справочник «Всё о птицах» В 2013 и др;
- альбомами (совместно оформленные родителями и детьми) с наклеенными картинками по разделам: растения, насекомые, птицы, звери ; фотоальбомы и фотовыставки семейные и групповые «Мы и природа», гербарии с лесными травами, цветами и листьями деревьев наших лесов;
- большой подборкой наглядности как демонстративной, так и
раздаточной: наборы карточек «Деревья лесов России», «Лесные травы и цветы», «Насекомые и птицы нашего леса», «Животные лесов и заповедников России»; наборы плакатов, изображающие сезонные изменения в природе, в лесу, в жизни обитателей лесов и заповедников;
- настольно-печатными играми;
- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
- разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
- аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по теме «Лес»;
- групповыми и семейными стенгазетами «Лес – наше богатство!», «Берегите лес!», «Посадим деревце!», «Правила поведения в лесу»
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
См. подробнее материалы проекта <<