ПРОЕКТ
«Дорога в школу»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.
Проблема
Несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Идея проекта
Организация и проведение проекта «Дорога в школу» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.
Цель проекта: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Задачи проектной деятельности:
- Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
- Развивать навыки произвольной регуляции поведения (стремление управлять собой и своими поступками, умение подчиняться правилам и нормам).
- Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Формировать учебно-познавательные мотивы.
- Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
- Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
- Способствовать снижению чувства тревожности.
- Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
-
Этапы реализации проекта
|
Этапы
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Подготовительный этап
|
Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительной к школе группы.
Формирование группы «риска».
Составление цикла занятий «Дорога в школу» по подготовке детей к школе.
|
сентябрь - октябрь
|
Основной этап
|
Использование новых подходов и технологий в развитии:
игровые методы (подвижные, развивающие игры);
арт-терапевтические техники (свободное и тематическое рисование);
сказкотерапевтические техники (сочинение, рисование по мотивам сказок);
музыкотерапия (дополнение музыкальным сопровождением других приемов для усиления их воздействия);
интеллектуальные игры и задания;
коммуникативные игры;
родительское собрание, семинары-практикумы, консультации с родителями.
|
ноябрь - март
|
Заключительный этап
|
Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительной к школе группы.
Индивидуальная консультация с родителями будущих первоклассников.
|
март - апрель
|
ПЛАН
реализации проекта
1. Работа с детьми
Вид деятельности
|
Тема
|
1. Диагностика развития психических процессов детей подготовительной группы (сентябрь)
2. Исследование мотивационной сферы (март)
3. Диагностика готовности к обучению в школе (май)
|
Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы
|
Цикл занятий «Дорога в школу». Подгрупповые коррекционно-развивающие комплексные занятия с использованием методов сказкотерапии, игровой терапии, арттерапии. Всего 16 занятий. (См. Цикл занятий «Дорога в школу»)
|
Снятие тревожности, развитие самооценки средствами песочной терапии. Программа «Открой себя» (подготовительная группа)
|
|
|
|
2. Работа с родителями
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения будущих первоклассников является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
Цели организации встреч:
1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
2. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
3. повысить психологическую компетентность родителей в вопросе психологической готовности детей к школе.
Вид деятельности
|
Тема
|
Сроки
|
Диагностика
|
Анкета: «Значимость компонентов психологической готовности» (по мнению родителей)
Цель: проанализировать особенности родительской позиции по подготовке ребенка к обучению в школе.
|
октябрь
|
Тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
|
февраль
|
Родительское собрание
|
Тема: «Дорога в школу».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6 – 7 лет к обучению в школе.
|
ноябрь
|
Консультация
|
Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Цель: информирование родителей в вопросах подготовки детей к школе.
|
декабрь
|
Тема: «Тип личности ребенка и его готовность к школе».
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей.
|
март
|
Семинар-практикум
|
Первые шаги по дороге в школу
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6 – 7 лет к обучению путем создания «портрета» первоклассника
|
март
|
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.
|
апрель
|
Памятка для родителей
|
«Что означает понятие «готовность ребенка к школе»?»
|
ноябрь
|
«Как правильно подготовить ребенка к школе»
|
декабрь
|
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
|
февраль
|
«Надо ли обучать ребенка чтению до поступления в школу»
|
март
|
3. Работа с педагогами
Вид деятельности
|
Тема
|
Сроки
|
Консультации
|
Индивидуальная работа с детьми «группы риска» (по результатам психологической диагностики)
|
октябрь
|
«Проблемы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста»
|
ноябрь
|
«В школу – с радостью»
|
декабрь
|
«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»
|
февраль
|
Результат проекта:
- Формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания.
- Повышение психологической компетентности родителей в вопросе психологической готовности детей к школе.
- Объединение всех участников преемственной связи.
Как следствие этого – более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены.
|