|
Педагогический проект "Приобщение детей к русской народной культуре" |
|
Методический паспорт проекта
Вид проекта: информационно-творческий, музыкально-познавательный, межгрупповой, коллективный, долгосрочный.
Тема: «Приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Проект определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к культурному наследию народов России.
Задачи проекта:
- приобщать детей к лучшим национальным традициям;
- воспитывать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа;
- развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
- обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов России;
- знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством;
- учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов;
- формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага, отца - как символа доблести, мужества и силы;
- усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно - бытовые праздники;
- вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, учителей, социум.
Время работы над проектом: учебный год (2016 – 2017 г.г.)
Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы;
Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, способ организации, место в режиме дня.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников, администрация сада.
Принципы построения программы проекта:
- общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- от общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;
- интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим);
- программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства;
- игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;
- принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество блоков (тем) может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний дошкольников.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
- выпускник детского сада:
- самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;
- эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
- повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников
- созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
Необходимые условия реализации проекта:
- владение педагогами художественными средствами: умение петь, танцевать в народном стиле, играть на народных музыкальных инструментах;
- активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев фольклора, умение взрослого включиться в игровое действие, дать возможность детям проявить творчество, самостоятельность, поощрять их фантазию, воображение;
- организация творческих заданий, применять полученные детьми знания непосредственно в той или иной деятельности.
Развивающая среда в реализации проекта:
Основная задача педагогов - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.
Организация учебно-воспитательного процесса:
- уголок русской избы с предметами народного быта;
- выставки детских работ и работ взрослых по декоративно-прикладному искусству;
- музыкальный уголок с народными муз.инструментами, уголок ряженья, масок;
- уголок с художественной литературой по устному народному творчеству;
- уголок с игрушками народного кукольного театра.
Основа - программа развития личностной культуры дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева, адаптированная к условиям ДОУ.
Формы работы с детьми:
- по ознакомлению с окружающим
- по ознакомлению с произведениями художественной литературы
- музыкальные
- по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
- конструирование и ручной труд
- Культурно - досуговая деятельность:
- "Сладкий вечер» по средам
- просмотр театрализованных представлений 1 раз в месяц
- праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: кузьминки, колядки, рождество, масленица, пасха и т.д.).
- дидактические игры
- театрализация
- сюжетно-ролевые игры
- подвижные игры
- Прогулки и экскурсии в природу.
- Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском саду.
- Педагогическая диагностика.
Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Месяц
|
Декоративно-прикладное искусство
|
Тема НОД по изодеятельности
|
Музыкальное сопровождение на НОД по художественному творчеству
|
Сентябрь
|
Дымковская игрушка
|
Лепка «Барышни» из соленого теста
Роспись «Петушок из ладошки» гуашь
|
Слушание «Калинка», «Выйду на улицу», оркестр «Пошла млада за водой». Разучивание русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки»
|
Октябрь
|
Золотая хохлома
|
Роспись силуэтная «Хохломские ложки» гуашь
|
Песня «Ложки деревенские» (муз. и сл. З.Роот ) Разучивание танцев: с ложками «Байновская кадриль» р.н.м., оркестр «Как у наших у ворот» «А мы просо сеяли», «Белолица-круглолица», «Варенька» р.н.п.
|
Ноябрь
|
Голубая гжель
Русский сарафан
|
Гжельская посуда роспись гуашь
Разукрашивание силуэта сарафана карандашами, фломастерами
|
Слушание песен: «Ярмарка» группы «Русская душа». Разучивание песни «Гжель» (Муз. и слова З.Роот), танца «Голубая гжель». Проведение р.н. игр «В углы», «Карусель», «Кузнецы», танец с платками «Красный сарафан», р.н.п. «Подушечка».
|
Декабрь
|
«Клинское подворье» музей елочных шаров
|
«Ёлочные шары с фабрики г.Клин»
Аппликация и объемный шар из бумаги
|
Прослушивание отрывков из оперы Римского – Корсакого «Снегурочка», р.н.п.«Метелица», «Валенки», постановка танцев под эту музыку. Р. н. игры «Плетень»; танец «Ёлочных шаров» с бубенцами
|
Январь
|
Вологодские кружева
|
«Кружевной воротник, салфетка» Роспись белой гуашью по синему фону
|
Слушание р.н.п «Вологодские кружева» (Сибирский нар. хор). песни «К нам гости пришли», народных игр «Бояре», «Прялица».
|
Февраль
|
Филимоновская игрушка
|
Лепка из глины «Филимоновская барышня» «Конек-свистулька» роспись гуашь
|
Слушание р.н.п. «Коробейники» Постановка танцев: «Кадриль», «Ах, зима», оркестра нар. инструментов «Барыня», «Светит месяц».
|
Марта
|
Масленица
Матрешка
|
Роспись чучела Масленицы
Роспись силуэта Матрешки гуашь
|
Слушание песен: «Как зима с весною повстречалися», «Весну звали», «Блины», «Здравствуй, милая весна». Игры: «Золотые ворота», «Баба - Яга», «Салки - догонялки». Танец «Русские матрешечки»
|
Апрель
|
Пасха
Тверская игрушка
|
«Пасхальные яички» роспись восковыми мелками
«Глиняные птицы»
|
Разучивание песен «Ой, бежит ручьем вода», постановка танца «Русский самовар», хороводов: «Земелюшка-чернозем», «Сударушка», «Лети перышко» р.н.п. с платочками. Игр «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Скворушки»
|
Май
|
Богородская игрушка
|
Лепка из пластилина
«Богородские птички», «Медвежата»
|
Разучивание танцев и игр: «Уж, ты, Порушка – Параня», «Было у матушки 12 дочерей», «Выйду ль я на реченьку» «Пятнашки», «У дядюшки Трифона».
|
Июнь
|
Плетеные корзины Подмосковья
|
«Корзина для ягод»
Лепка из пластилина
|
Песни «Калинка», «По малину в сад пойдем», русск.нар.игры: «Кто в лесу?», «У медведя во бору»
|
Июль
|
Жостовский букет
|
Аппликация «Жостовский поднос»
Рисование «Жостовский букет» гуашь на кругу
|
Слушание песен про цветы (ромашки, васильки). Разучивание хороводов «А я по лугу», «Земелюшка – чернозем», оркестр «Я с комариком плясала»
|
Август
|
Каргопольская игрушка
|
«Каргопольский петушок, всадник, водоноска» Лепка из глины, роспись гуашь
|
Слушание песен: «Во саду ли в огороде», «Россиюшка-Россия», пение «Петушок», хоровод «Я полю, полю лук», «У колодца» танец с коромыслами
|
Итоги реализации проекта:
- пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
- формирование чувства национального достоинства, ответственности.
- расширение кругозора детей через экскурсии в мини-музей «Русская изба».
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Проект имел значение для всех участников: у детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширился запас знаний о своём родном городе, о традициях и истории возникновения города. Метод проектирования детской деятельности дал возможность эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников, совместно с родителями оборудовать предметно-развивающую среду - мини-музей «Русская изба».
В плане решения воспитательных задач – проект создал объективную предпосылку для воспитания патриотизма старших дошкольников, уважения к людям труда.
Вывод:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям,
мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
|
|